Виды нетрадиционных занятий.
В настоящее время в практике работы дошкольных
учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения:
занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей
детей. Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития
должен быть примерно одинаковым.
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает,
плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» ).
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.