Конструирование оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Детское конструирование может быть
изобразительным и техническим.
В процессе конструктивной деятельности совершенствуются умения, навыки, умственное и эстетическое развитие ребенка. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет
представления об окружающем мире. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Конструирование из строительного материала. Этот вид детского конструирования оказался наиболее изученным, и в результате фактически все формы обучения конструированию были разработаны относительно конструирования из строительного материала.
Однако, как ни парадоксально, целенаправленное и
систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует.
В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и
младшего дошкольного возрастов. Воспитатель вместе с детьми раннего возраста
(до трех лет) строит кроватку и укладывает куклу спать, строит башенку, на
которой будет сидеть птичка, ворота — через них будут ездить машинки и т.п., то
есть организуется так называемое «сюжетное конструирование»
(С.Л. Новоселова). В работе с детьми младшего возраста в основном
используются образцы простейших конструкций практически той же тематики (стол,
стульчик, лесенка и т.п.).
Что же касается более старших детей (после
5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в
свободное от занятий время, создают разные постройки, и в основном для игры. При конструировании из
строительных материалов по замыслу — и на занятиях, и в свободной деятельности,
дети благодаря результатам обучения свободно и с большой увлеченностью создают
оригинальные конструкции самой широкой тематики. Это говорит о сформированности
деятельности творческого характера.