Значение сюжетно-ролевых игр в младшей группе.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Также она имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её
привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне
субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений —
всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает
сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со
спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, — является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.
Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает,
что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным
моментом стало ролевое поведение. Чтобы правильно построить свою игру с ребенком, надо уметь
осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.