Методы и приёмы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными
и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии.
• К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и
целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и
разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер,
планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного
предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на
установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения
взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.
• Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик,
который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного
любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого
труда. Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и
адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши действия,не бойтесь показаться
смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.
• Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном
является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток
произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение
через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Игру недаром называют "ведущей: именно
благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в
сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В.
А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут
быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей.
Простая фраза вроде: “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит
вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.
• Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не
может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения
не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена
– потом
перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация
поступала по
этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения
педагога, но и увидеть, потрогать
или даже понюхать.
• Используйте цвета. Красочные
визуальные эффекты
имеют важное
значение для привлечения внимания детей,
особенно
младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы
же все были детьми) может
вспомнить,
сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую
книжку или
розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у
взрослых.
Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное
в
действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером
этого служит веселый детский
стишок С. Михалкова:
"Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
И купили синий-синий,
Презеленый, красный шар"!
Цвет - это отличное средство
управлять детьми. Мы все
можем
применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять
подрастающее поколение.
• Сочиняйте сказки.
Никто не любит лекции, а дети меньше
всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро -
маркетинговые
исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем
любую
другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ
научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные
роли,
вовлекайте детей, заставляя их действовать в
некоторых частях или давая
возможность
предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре
их внимания.
• Используйте
музыку. Дети очень любят петь и танцевать!
Используя эту привязанность детей к музыке, возможно,
повысить
качество любого занятия, сделать его более привлекательным
для ребенка. Музыка – самый
эмоциональный
вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником
повседневной
жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в
ярких образах,
вызывать
сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности,
формирует
внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте
музыкальные
паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит
во время
гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка
обеднеет, если исключить музыку.
• Вовремя
осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время
взаимодействия
с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя
осуществлять
смену видов деятельности. Это прием, который заключается
в
целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных
видов
деятельности детей с
целью снижения усталости, утомления, а также повышения
интереса у
воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте,
можно даже
понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить
в движении!
При смене вида деятельности внимание на какое-то
время снова
концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого
непроизвольного внимания.
У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в
школу
– 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.
• Дети непременно
должны видеть «продукт» своего изучения:
рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение.
Рисование,
лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций
и ролей
способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные
эмоции,
ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой,
которая
помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное
настроение от полученного
результата, закрепляет полученные знания.
Какие бы приемы ни использовал педагог в своей
работе, самым важным
остается то,
насколько он чувствует психологическое состояние коллектива,
каждого
отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной
способ
активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество
и выдумка –
наши верные в этом помощники.