Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени
влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса.
-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
-учебно-воспитательные технологии.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья,
поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Эта работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального
благополучия ребенка. Здоровьесбережение и
здоровьеобогащение - важнейшие условия организации
педагогического процесса в ДОУ.
Задачи здоровьесбережения:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного
физического и психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность
радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Закаливание в детском саду – один из действенных методов
укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться
регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям.
Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых
раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения
воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.
В-третьих, закаливание в детском саду
должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом
ответственнен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример — если нужно
растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под
руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.
В-четвертых, на закаливание в детском
саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь
существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку
не рекомендуется.
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний
опорно-двигательного аппарата у детей.
Бытует мнение, что плоскостопие –
банальное неудобство, не причиняющее особенного вреда здоровью. Это заблуждение – неправильное развитие
стопы со временем может «откликнуться» не
только болями в ногах и спине, но и привести к целому ряду заболеваний -
артритам, артрозам, остеохондрозу, неправильному развитию скелета и нарушению
осанки. Чтобы избежать такого «букета» болезней,
профилактику плоскостопия необходимо проводить с самого раннего возраста.
Стопы нуждаются в развитии и тренировке.
Лучше всего для этого подходит ходьба босиком по неровным поверхностям –
камешкам, песку, траве, земле или по специальному массажному коврику.
Дыхательная гимнастика в детском саду
В последнее время отмечается увеличение количества детей с
различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в
адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны
быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны
самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом.
Умение управлять дыханием позволяет
управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться
с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так
как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.
Релаксация для дошкольников.
«Неправильно лечить голову без тела, а тело
без души» (Сократ)
Насущными проблемами человека, живущего
в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов,
на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало
обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая
детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное
количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и
тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному
психическому напряжению и раздражительности. Релаксация необходима и полезна
детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны,
перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям
снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому
дается образное название, это увлекает детей.
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня
любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок
проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Что же нужно сделать для
того, чтобы процесс пробуждения прошел максимально безболезненно и приятно? Для
этого рекомендуется проводить комплекс специальной гимнастики.
Правильная организация процесса пробуждения
— это не гиперопека, а действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна,
он необходим для сохранения физического и психического здоровья ребенка.
Чтобы пробуждение было максимально приятным и безболезненным,
гимнастику нужно начинать пока ребенок еще находится в кровати. Это подготовит
малыша к активной деятельности, и он проснется в хорошем настроении.
Фитонциды – вещества, содержащиеся в растениях, губительно действующие на
болезнетворные бактерии. В наибольшем количестве фитонциды содержатся: В луке, чесноке, в Китайской розе, Жасмине,
в розовом дереве, лаванде, майоране, ромашке, лимоне.
Говоря о растениях в детском саду,
нельзя забывать об их положительных защитных свойствах. Они снижают уровень
шума, помогают очистить воздух от пыли, грязи, токсинов и тяжелых металлов.
Самое главное, что растения обладают фитонцидными свойствами. Если растения для
детского сада подобраны правильно, то ребенок, побыв в обществе таких растений
полчаса, сможет восстановить свои защитные силы.
Игротерапия – идеальное средство от
детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного
возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на
ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с
поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со
сверстниками, учителями, воспитателями. Одним из методов коррекции неврозов у
детей является игротерапия. В игре ребёнок может без ограничений и, не
задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить
в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для
ребёнка с неврозом разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится
самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно.
Песочная терапия
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы,
взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. Где же ребенку найти пространство,
чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не
имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной
психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут
выразить в самой естественной для них форме (игре) свои
страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет
детям волшебница-песочница.
Кроме того, сам материал – песок –
обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые,
словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние
человека.
Играть можно в песочнице, не только на
улице. Можно устроить мини песочницы и в группе.
Пальчиковая гимнастика
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Воспитатель в детском саду я
сталкивается с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи
осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не
позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не
справляются даже с самими простыми игровыми заданиями:
Использование пальчиковых игр и
упражнений помогают детям:
1. Сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и
обогатить лексику;
2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на
выполняемых действиях;
3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в
пространстве;
5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений;
6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности
несловесного общения;
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение
навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую
моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста.
Кинезиология-наука о развитии умственных
способностей и физического здоровьяребенка
через определенные физические и двигательные упражнения. И именно они позволяют
создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за
развитие психических процессов и интеллекта.
Применение данной методики позволяет
улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные
представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность
к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности
человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся
эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст
до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение
сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить,
но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в
основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в
себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что
музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в
древней Греции и других странах.
Специально подобранные мелодии снимают
гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно
влияют на его организм: замедляют пульс,
увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов,
нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера
произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например,
скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает
расслабляющее действие. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена
оказывает удивительное антистрессовое воздействие.