Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданыбойынша білім бөлімінің жанындағы "Первомай ауылының бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие " Ясли -сад села Первомайка" при отделе образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Здоровьесберегающие образовательные технологии .

28.08.2018

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех

известных технологий по степени

влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса.

-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.

-учебно-воспитательные технологии.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья,

поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного

отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Эта работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;

процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального

благополучия ребенка. Здоровьесбережение и

здоровьеобогащение - важнейшие условия организации

педагогического процесса в ДОУ.

Задачи здоровьесбережения:                       

• сохранить здоровье детей;

• создать условия для их своевременного и полноценного

физического и психического развития;

• обеспечить каждому ребенку возможность

радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. 

Закаливание в детском саду – один из действенных методов

укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.

Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться

регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к

простудным заболеваниям.

Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых

раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения

воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.

В-третьих, закаливание в детском саду

должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом

ответственнен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример — если нужно

растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под

руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.

В-четвертых, на закаливание в детском

саду должен дать «добро» врач.

Последний пункт особенно важен, ведь

существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку

не рекомендуется. 

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний

опорно-двигательного аппарата у детей.

Бытует мнение, что плоскостопие –

банальное неудобство, не причиняющее особенного вреда здоровью. Это заблуждение – неправильное развитие

стопы со временем может «откликнуться» не

только болями в ногах и спине, но и привести к целому ряду заболеваний -

артритам, артрозам, остеохондрозу, неправильному развитию скелета и нарушению

осанки. Чтобы избежать такого «букета» болезней,

профилактику плоскостопия необходимо проводить с самого раннего возраста.

Стопы нуждаются в развитии и тренировке.

Лучше всего для этого подходит ходьба босиком по неровным поверхностям –

камешкам, песку, траве, земле или по специальному массажному коврику. 

Дыхательная гимнастика в детском саду

В последнее время отмечается увеличение количества детей с

различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в

адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны

быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны

самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом.

Умение управлять дыханием позволяет

управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться

с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так

как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.

Релаксация для дошкольников.

«Неправильно лечить голову без тела, а тело

без души» (Сократ)

Насущными проблемами человека, живущего

в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов,

на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало

обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая

детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное

количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и

тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному

психическому напряжению и раздражительности. Релаксация необходима и полезна

детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны,

перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям

снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому

дается образное название, это увлекает детей. 

Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня

любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок

проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Что же нужно сделать для

того, чтобы процесс пробуждения прошел максимально безболезненно и приятно? Для

этого рекомендуется проводить комплекс специальной гимнастики.

Правильная организация процесса пробуждения

— это не гиперопека, а действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна,

он необходим для сохранения физического и психического здоровья ребенка.

Чтобы пробуждение было максимально приятным и безболезненным,

гимнастику нужно начинать пока ребенок еще находится в кровати. Это подготовит

малыша к активной деятельности, и он проснется в хорошем настроении.

Фитонциды – вещества, содержащиеся в  растениях, губительно действующие на

болезнетворные бактерии. В наибольшем количестве фитонциды содержатся: В луке, чесноке, в Китайской розе, Жасмине,

в розовом дереве, лаванде, майоране, ромашке, лимоне.

Говоря о растениях в детском саду,

нельзя забывать об их положительных защитных свойствах. Они снижают уровень

шума, помогают очистить воздух от пыли, грязи, токсинов и тяжелых металлов.

Самое главное, что растения обладают фитонцидными свойствами. Если растения для

детского сада подобраны правильно, то ребенок, побыв в обществе таких растений

полчаса, сможет восстановить свои защитные силы. 

Игротерапия – идеальное средство от

детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного

возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на

ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с

поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со

сверстниками, учителями, воспитателями. Одним из методов коррекции неврозов у

детей является игротерапия. В игре ребёнок может без ограничений и, не

задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить

в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для

ребёнка с неврозом разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится

самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно. 

Песочная терапия

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы,

взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. Где же ребенку найти пространство,

чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не

имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной

психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут

выразить в самой естественной для них форме (игре) свои

страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет

детям волшебница-песочница.

Кроме того, сам материал – песок –

обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые,

словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние

человека.

Играть можно в песочнице, не только на

улице. Можно устроить мини песочницы и в группе. 

Пальчиковая гимнастика

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

Воспитатель в детском саду я

сталкивается с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи

осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не

позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не

справляются даже с самими простыми игровыми заданиями:

Использование пальчиковых игр и

упражнений помогают детям:

1. Сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и

обогатить лексику;

2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на

выполняемых действиях;

3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в

пространстве;

5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать

определённые положения рук и последовательность движений;

6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности

несловесного общения;

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы

приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение

навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую

моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. 

Кинезиология-наука о развитии умственных

способностей и физического здоровьяребенка

через определенные физические и двигательные упражнения. И именно они позволяют

создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за

развитие психических процессов и интеллекта.

Применение данной методики позволяет

улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные

представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность

к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности

человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся

эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст

до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. 

Сказкотерапия – это воспитание и лечение

сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить,

но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в

основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в

себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. 

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что

музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в

древней Греции и других странах.

Специально подобранные мелодии снимают

гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно

влияют на его организм: замедляют пульс,

увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов,

нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера

произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например,

скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает

расслабляющее действие. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена

оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

 

Просмотров: 325


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст